Боравова А.И., Галкина Н.С., Фокин В.Ф,
ГУ НЦ неврологии РАМН, Москва
Работа выполнена при поддержке РГНФ, грант № 07-06-00453а
Проблема успешности познавательной деятельности учащихся
является многогранной и непреходящей. Психологические критерии
учебно-познавательной успешности рассматривают, прежде всего,
показатели психического развития ребенка. Определенное место
занимает эмоциональная зрелость, тип нервной системы,
психологические особенности учащегося, его личностные качества,
формирующиеся в процессе развития и обучения.
Успешность обучения чаще всего определяется по академической
успеваемости. Проверка и оценка знаний, умений и навыков имеет
воспитательное и образовательное значение, поскольку
педагогическая оценка наряду с другими средствами влияния
учителя является регулятором поведения и деятельности учащегося.
Учет индивидуальных особенностей школьников нацеливает учителя
на изучение присущих каждому школьнику характера,
направленности личности, умственной деятельности,
интересов, отличающих его от других. Психологические
особенности, как и анатомо-физиологические показатели развития,
подчиняются известным возрастным изменениям и формируются на
протяжении всего детства индивида.
В пубертатном периоде наряду с изменением ведущей деятельности,
обострением конфликтов в межличностных отношениях, связанных с
изменением социальной роли подростка, наиболее заметно
проявляется акцентуация личности, что неоднозначно воздействует
на успешность обучения. На характер обучения оказывает влияние и
динамика формирования темперамента, поскольку в этот период
баланс между тормозными и возбуждающими процессами, а также
между экстра- и интравертированностью является неустойчивым, что
приводит к нестабильности внимания, повышению чувствительности к
стрессу и другим факторам снижающим способность к запоминанию и
ухудшающим ментальные характеристики головного мозга. В этот
период наблюдаются значительные изменения в эндокринной системе,
происходит ряд нейрофизиологических перестроек, в том числе и
межполушарных отношений, в результате которых нарушаются
нормальные отношения между доминантным и субдоминантным
полушарием, что усиливает эмоциональную составляющую поведения.
В этот период завершается формирование
темперамента – базовой характеристики и психофизиологической
основы характера. Вероятно, что связь формирования темперамента
и успешности обучения опосредуется характером межполушарных
отношений в этот период. Выявление подобных отношений явилось бы
важным этапом в понимании психофизиологической природы этого
периода онтогенеза, а также было бы существенно для разработки
новых педагогических методик обучения, учитывающих полимодальную
природу факторов, влияющих на процесс обучения у подростков.
Задача исследования
состояла в изучении взаимозависимости характеристик
темперамента и обучения с показателями энергетического обмена с
помощью регистрации и анализа уровня постоянного потенциала
(УПП) у подростков 11- 12 лет.
Методика исследования.
Тип темперамента определялся с помощью двухфакторной
модели экстраверсии и нейротизма с использованием опросника
Г. Айзенка, адаптированного к подростковому возрасту. Проведена
оценка реактивной и личностной тревожности по Ч. Спилбергеру,
школьной тревожности по Филипсу (1). В
работе использован метод оценки церебрального
энергетического обмена с помощью регистрации уровня постоянного
потенциала (УПП) головного мозга. УПП, в основном, генерируется
потенциалами гемато-энцефалического барьера, величина которых
зависит от степени закисленности оттекающей от мозга крови.
Кислоты, являются конечными продуктами энергетического
метаболизма, и их концентрация зависит от интенсивности обмена.
С некоторым приближением можно считать, что величина УПП
пропорциональна интенсивности церебрального энергетического
обмена (2,3).
Запись УПП проводилась монополярно в пяти отведениях - от
лобной, центральной, затылочной областей по сагиттальной линии и
височных отделов головы (точки Fpz,
Cz,
Oz,
Td,
Ts
по международной схеме 10-20). Референтный электрод
располагался на запястье правой руки. Для регистрации УПП
использованы неполяризуемые хлорсеребряные электроды и усилитель
постоянного тока. Данные УПП с помощью интерфейсного
аналого-цифрового преобразователя вводятся в компьютер для
последующей обработки, позволяющей оценить усредненный уровень
церебрального энергообмена и межполушарную разность
энергетических процессов. Последний показатель использовался для
определения динамических характеристик функциональной
межполушарной асимметрии (ФМА). Обследованы
школьники 11-12 лет, учащиеся 6-7 классов. Для анализа из всей
популяции детей отобраны правши. В работе представлены
данные анализа 36 учащихся 6-7 гимназических классов
общеобразовательной школы г. Москвы.
Статистическая обработка данных осуществлялась
непараметрическими методами анализа.
Результаты исследования. Разделение учащихся по типу
темперамента происходит в зависимости от значений по шкале
экстраверсии и нейротизма. СЧами эти шкалы считаются
ортогональными и независимыми друг от друга.
Электрофизиологически показатели нейротизма у учащихся нелинейно
коррелируют с межполушарной разностью УПП в височных отведенияхЗначения
Значения по шкале экстраверсии были связаны с величиной среднего
УПП, а также значений УПП в центральной и правой височных
областях. Значения по
anova F=..
различия достоверны по тесту
LSD.
Таким образом, значения по шкалам экстраверсии и нейротизма были
связаны с различными нейрофизиологическими показателями, не
коррелирующими между собойЗначения.
При разделении учащихся по типу темперамента обращает на себя
внимание, что количественное соотношение школьников в подгруппах
различно. Преобладающее большинство (58%) составили сангвиники,
затем по убывающей были представлены холерики – 31% и
меланхолики -11%. Средний уровень постоянного потенциала,
регистрируемого в пяти точках головы, был достоверно выше у
меланхоликов и ниже у холериков. Кривая распределения УПП по
зонам коры у сангвиников занимает среднее положение, наиболее
приближенное к распределению потенциалов у холериков.
По межполушарной разнице УПП височных областей (Td-Ts)
подгруппы меланхоликов и холериков отличались правополушарным
сдвигом активности. У сангвиников имело место левостороннее
преобладание УПП по височным областям. Рис.1
Сопоставление среднегрупповых показателей успеваемости по
подгруппам показывает у меланхоликов самую низкую успеваемость
по 7-ми основным предметам из 10, по которым данные успеваемости
были полными для всех испытуемых. Средняя оценка, рассчитанная
по всем аттестованным предметам, количество которых могло
колебаться в небольших пределах, также оказалась наименьшей у
меланхоликов по сравнению с подгруппой сангвиников и холериков.
Рис.2
Таким образом, наиболее низкой успеваемости учащихся 11-12 –
летнего возраста, наблюдаемой у меланхоликов, соответствует
наибольший уровень энергетического обмена головного мозга
в сочетании с правосторонней асимметрией активности мозга.
Лучшая успеваемость, но близкая к показателям
сангвиников, отмечается у холериков, у которых оказался
низкий энергообмен головного мозга и праволатеральная
асимметрия.
Меланхолики и холерики находятся на разных полюсах шкалы
интроверсия – экстраверсия. В нашей выборке им соответствовали
средние значения – 10 + 2,1 и 17,7+
2,6 баллов, при колебании индивидуальных значений от 8-12
баллов и 14-22 баллов. Средний уровень эмоциональной
неустойчивости, представляющей общее свойство учащихся,
относящихся по темпераменту к меланхоликам и холерикам,
составил 16,8 + 3,9 и 15,2 + 2,1 баллов,
соответственно.
Сангвиники и холерики, отличающиеся от меланхоликов и
флегматиков экстравертированной направленностью своей личности,
находятся на противоположных концах шкалы
эмоциональной стабильности – нестабильности (нейротизма). В
нашем исследовании подростки, сангвиники как эмоционально
устойчивые имели средние по группе показатели 8,8 + 2,5
баллов, а холерики - эмоционально неустойчивые, 15,2 +
2,1 баллов. Описанные выше достоверные различия в зависимости от
темперамента по межполушарному соотношению УПП височных областей
(Td-Ts)
у подростков - холериков - вправо, а у сангвиников -
влево объясняется снижением уровня активности в
Ts
у первых и повышением ее у вторых, притом, что
показатели УПП в
Td
в подгруппах близкие (Рис.1). Заметных различий по
успеваемости у них не выявлено, хотя средняя оценка по 10 общим
предметам несколько выше у холериков (Рис.2).
Далее, группа сангвиников как наиболее многочисленная была
разделена на две подгруппы по уровню эмоциональной
устойчивости: 1 - с высокой (</= 10 баллов, 67 %) и 2 – со
средней (=/>11 баллов, 33 %) степенью выраженности.
Установлено, что вторая подгруппа сангвиников достоверно
отличается по показателям УПП и по успеваемости от первой
подгруппы сангвиников и группы холериков (Рис. 3 и 4). Согласно
среднему уровню УПП, представляющему среднее арифметическое
значение УПП всех пяти областей регистрации, показатели
активности значимо выше у подростков сангвиников второй
подгруппы со средней степенью эмоциональной
стабильности. Вторая часть, высоко эмоциональных
сангвиников, не отличалась от холериков по среднему уровню
УПП и средней оценке по успеваемости. У
сангвиников обеих подгрупп, различающихся по степени
эмоциональной устойчивости, наблюдалась левополушарная
асимметрия активности височных областей.
Рис. 3
Рис.4
По модели структуры и функционирования личности Айзенка люди с
высоким уровнем нейротизма реагируют быстрее и обнаруживают
более длительные реакции на непревычные, вызывающие
беспокойство, и иные стимулы, чем стабильные личности. В нашем
исследовании меланхолики - интроверты, сочетающие высокие оценки
нейротизма и низкие оценки по параметру экстраверсии, имели
достоверно значимые более высокие показатели тревожности в
тестах на реактивную и личностную тревожность Спилбергера
и по большинству факторов теста на школьную тревожность Филлипса,
чем школьники – холерики и сангвиники по темпераменту (Рис. 5).
На графике приведены для сравнения лишь отдельные наиболее
показательные данные, иллюстрирующие общее внутреннее
эмоциональное состояние школьников. Примечательно, что у
меланхоликов и холериков показатели фактора предрасположенности
к стрессу указывают на их меньшую физиологическую
стрессоустойчивость, что может свидетельствовать о снижении
приспособляемости к ситуациям стрессогенного характера и о
повышении вероятности неадекватного реагирования на
тревожный фактор среды.
По гипотезе Г. Айзенка высокие оценки по шкале интроверсии
обусловлены повышенным уровнем эндогенного возбуждения. В
понимании Айзенка нейрофизиологической основой чувствительности
к поступающей информации у меланхоликов является высокий
уровень корковой активации. По современным представлениям
темперамент связывается с индивидуальными различиями в
функционировании неспецифических систем мозга, контролирующих
реакции индивида на стимулы награды, наказания и угрозы.
Выводы
1.
У подростков 11-12 лет, интровертов – меланхоликов по
темпераменту, по сравнению с подростками экстравертами –
сангвиниками и холериками, средний уровень УПП головного мозга
выше, школьная успеваемость ниже, реактивная, личностная и
школьная тревожность высокая.
2.У эмоционально стабильных подростков – сангвиников по
темпераменту, имеет место левополушарная асимметрия УПП по
височным областям в отличие от эмоционально нестабильных
подростков – холериков и меланхоликов по темпераменту, у которых
отмечается правосторонняя латерализация УПП по височным
областям.
3.Школьники 11-12 лет – сангвиники по темпераменту, отличающиеся
меньшей степенью эмоциональной устойчивости, характеризуются
повышенным средним уровнем УПП головного мозга, большей
тревожностью и наиболее низкими оценками по большинству школьных
предметов по сравнению с сангвиниками с высокой эмоциональной
устойчивостью.
4.Ведущая роль в латерализации энергозатрат мозга, определяемых
по УПП, у подростков 11-12 лет принадлежит активности левого
полушария у сангвиников и правого полушария у
меланхоликов и холериков.
5. Школьная успеваемость зависит от определяемого по степени
экстравертированности и нейротизма темперамента. В свою очередь
составляющие темперамента связаны как с общим уровнем
энергозатратных процессов мозга, так и межполушарным
соотношением активности.
Литература
1.
Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения
личности. // Изд-во "Флинта", М. - 2000. - 264 с.
2.
Фокин В.Ф., Пономарева Н.В. Оценка энергозатратных процессов
головного мозга человека с помощью регистрации уровня
постоянного потенциала // Современное состояние методов
неинвазивной диагностики в медицине. – 1996. – С. 68-72.
3.
Фокин В.Ф., Пономарева Н.В. Энергетическая физиология мозга.: «Антидор»
2003.- 287 с.