Е.И. Иващенко, В.Ф. Фокин
НЦ неврологии РАМН, г Москва
Термин минимальной мозговой дисфункции (ММД) получил широкое
распространение в течение последних 10 лет. Им обозначают легкие
органические изменения ЦНС, на фоне которых наблюдаются
различные невротические реакции, нарушения поведения, трудности
школьного обучения, речевые расстройства, разнообразные
неврозоподобные состояния. Эти состояния соответствуют в МКБ 10
синдрому гиперактивности с дефицитом внимания. Частота
встречаемости ММД у подростков по данным разных авторов
варьирует от 60% - О.В. Халецкая (1995) до 21 % Л.Т. Бадалян
(1993).
Кроме того, ММД – частое
следствие перинатальных поражений ЦНС. Как правило,
это расстройство проявляется у детей с легкой степенью тяжести
гипоксически-ишемической энцефалопатии, которым диагноз был
установлен сразу после рождения, при отсутствии
восстановительного лечения в раннем возрасте.
Причиной ММД также может быть
наследственный фактор, обусловленный, вероятно нарушением обмена
серотонина, дофамина и других моноаминов (J.M.
Finucci,
1976). По современным данным, одним из механизмов возникновения
синдрома минимальной церебральной дисфункции является нарушения
взаимоотношений тормозных (ГАМК) и возбуждающих (глутамат)
медиаторов мозга, вследствие чего изменяется нормальное
соотношение процессов возбуждения и торможения в коре больших
полушарий. Таким образом, дисбаланс аминокислот и их метаболитов
в организме может быть одной из причин возникновения
патологических процессов в нервной системе (Е.С. Филиппов,
2002).
Особую значимость эта форма патологии приобретает в младшем
школьном и подростковом возрасте, когда формируются синдромы
социально-бытовой дезадаптации, проявляющиеся в гипо- или гипер-
динамических вариантах поведения, что приводит к школьной
дезадаптации. Эти дети подвержены болезненным
расстройствам, связанным с психическими травмами, наносимыми
родителями, учителями и школьниками. В результате этого
возникают хронические стрессовые ситуации, разрешение которых
дети иногда видят в уходе из дома, бродяжничестве и
самоубийстве. Клиническая картина. ММД крайне вариабельна и
изменяется с возрастом. Основные признаки синдрома наиболее ярко
выступают у школьников, в первые 2-3 года обучения. Большинство
детей отличаются повышенной моторной активностью, особенно в
раннем возрасте. Они не могут длительное время сосредоточиться
на чем-нибудь одном, легко отвлекаются различными
раздражителями. Настроение их быстро меняется от приподнятого до
депрессивного; иногда возникают беспричинные приступы злости,
ярости, гнева не только по отношению к окружающим, но и к себе.
Они предпочитают играть с детьми младшего возраста. Плохо
засыпают, сон их неглубокий, часто просыпаются, вскрикивают во
сне. В первых классах школы у некоторых детей возникают
трудности в обучении, которые не связаны с умственным дефектом
или нарушениями поведения. Может быть нарушено восприятие
пространственных взаимоотношений, а также счет и чтение.
Некоторые дети или не могут писать совсем, или их письмо носит
зеркальный характер. С возрастом появляются и нарастают
трудности в абстрактном мышлении. Особенно частыми бывают
речевые нарушения (задержка развития речи, артикуляционные
недостатки, замедленность или наоборот, взрывчатость (Б. Лeбeдeв,
2005). При проведении
нейропсихологических исследований по методике А.Р.Лурия
выявлено, что у детей с ММД к 7 годам происходит задержка
созревания отдельных корковых функций. Выявляются нарушения
пространственного гнозиса, затруднение в определении
пространственного положения тела, право-левой ориентации. В
большинстве случаев регистрируются легкие нарушения праксиса
(В.Д. Менделевич, 1998).
Нередко ММД проявляется только одним или двумя указанными
признаками. Изменения поведения ребенка при ММД сводятся к
чрезмерной активности, т. е. к гиперактивности. Причем она не
имеет определенной цели, ничем не мотивирована и часто зависит
от ситуации. Как правило, проявляется в новой, незнакомой
обстановке, при стрессовых воздействиях, в домашней обстановке
гиперактивность снижается.
Методика
Для оценки особенностей изменений церебрального метаболизма у
пациентов ММД до и после применения церебропротективного
препарата “Фенотропил” использовалась регистрация уровня
постоянного потенциала (УПП) головного мозга на компютерно –
аппаратном комплексе “Нейроэнергометр-3”. УПП зависит, главным
образом, от потенциалов гематоэнцефалического барьера и
сосудистых потенциалов головного мозга. Основным
потенциалообразующим ионом для УПП являются ионы водорода.
Поскольку нарушение мозгового метаболизма, церебральной
микроциркуляции и межполушарных взаимоотношений сопровождается
изменением кислотно-щелочного позволит оценить недостаточность
мозгового кровообращения в различных сосудистых бассейнах.
(Фокин В.Ф., Пономарева Н.В., 2003).
Больные ММД – подростки от 11 до 15 лет правши. Проходили
лечение в кабинете профилактики хронического мозгового стресса и
преждевременного старения мозга подмосковного санатория
«Удельная». Обратившиеся имели следующие жалобы:
повышенная моторная активность, смена настроения (от плаксивости
до агрессивного поведения ), нарушение сна (плохое засыпание и
частые просыпания), головные боли (гипертензионный синдром ),
нарушения счёта, чтения. Все симптомы оценивались нами по
пятибалльной шкале, где 5 - наибольшее проявление симптомов, а 1
- наименьшее. Средний балл при поступлении общих симптомов равен
– 2,95+/-0,28.
Регистрация УПП осуществлялась в пяти отведениях:
фронтальном, центральном, окципитальном и двух темпоральных
правом и левом (F, C, O, Td, Ts) по схеме 10-20. Проекции
областей регистрации УПП соответствуют основным сосудистым
системам: передним мозговым, средним мозговым и
вертебрально-базилярному бассейну. Обследование больных
проводилось дважды до и после мототерапии
нейрометаболическим церебропротектором ноотропного ряда “Фенотропилом”
в течение одного месяца по 100 мг ежедневно утром. Фенотропил
является специфическим церебропротектором ноотропного ряда:
(Легко проходит через ГЭБ, биодоступность при пероральном приеме
составляет 100%. Обладает выраженным антиамнестическим
действием, оказывает прямое активирующее влияние на
интегративную деятельность головного мозга, способствует
консолидации памяти, улучшает концентрацию внимания и умственную
деятельность, облегчает процесс обучения, повышает скорость
передачи информации между полушариями головного мозга и
устойчивость тканей мозга к гипоксии и токсическим воздействиям,
обладает противосудорожным действием и анксиолитической
активностью, регулирует процессы активации и торможения ЦНС,
улучшает настроение. Оказывает положительное влияние на обменные
процессы и кровообращение мозга, стимулирует
окислительно-восстановительные процессы, повышает энергетический
потенциал организма за счет утилизации глюкозы, улучшает
регионарный кровоток в ишемизированных участках мозга. Повышает
содержание норадреналина, дофамина и серотонина в мозге, не
влияет на уровень содержания ГАМК, не связывается с ГАМКaи
ГАМКbрецепторами,
не оказывает заметного влияния на спонтанную биоэлектрическую
активность мозга (справочник “Видаль” 2006).
Использовались методы вариационной статистики с помощью
программы
Statistica 6.0.
Результаты
Подростки с ММД отличаются от контрольной группы здоровых
испытуемых по двум характеристикам: значениям УПП в центральной
и височных областях (см. Таблицу и рис.1 и 2).
Таблица
Характеристики УПП в центральной и левой височной областях в
группе подростков с ММД и контрольной группе здоровых испытуемых
С – центральная область,
Ts–
левая височная область,
n–
число испытуемых
Рис. 1. Распределение УПП у подростков с ММД до и после
лечения фенотропилом
По оси ординат – значение УПП в мВ, по оси абсцисс –
различные отведения УПП. До – до лечения, После – после лечения.
Остальные обозначения – см. раздел Методика.
Рис. 2. Распределение УПП у здоровых подростков
До – первое обследование, После – обследование через две
недели.
Остальные обозначения те же, что и на Рис.1.
Обращает на себя внимание, что значения УПП при первом
измерении несколько выше, чем через 10 дней. Это объясняется
снижением уровня активации вследствие угашения ориентировочного
рефлекса.
Из-за более низких значений УПП в левой височной области
межполушарные отношения также изменены по сравнению с
контрольной группой. Эти значения не отличаются от нормы после
проведенной терапии.
После проведённой монотерапии фенотропилом УПП под влиянием
достоверно не изменился во всех отведениях за исключением левого
височного. В этом отведении УПП достоверно увеличился и
приблизился к показателям возрастной нормы. Различия ММД и
контрольной группы испытуемых сохраняются только в центральном
отведении (р=0,0073).
Под действием фенотропила произошёл регресс неврологической
симптоматики средний балл симптомов стал равен – 1,8+/-0,28, что
достоверно (p<0,05),
что достоверно отличается от аналогичного показателя при
поступлении. Из чего можно сделать вывод, что
церебропротективный эффект фенотропила обусловливает улучшение
энергетического обеспечения нейронов и нормализацией кислотно
основного баланса преимущественно левого полушария
головного мозга. А методика регистрации УПП даёт возможность
оценки изменений энергетического метаболизма в динамике
реального времени.
Заключение
Влияние фенотропила на подростков, страдающих синдромом
минимальной мозговой дисфункцией, заключается, главным образом,
в активации структур левого полушария головного мозга. При этом
неизменными остаются различия УПП в центральном отведении, что
вероятно связано с сохраняющейся дисфункцией в стволовых
отделах головного мозга.
Литература:
1.
Халецкая О.В., Трошин В.М. Минимальные дисфункции мозга в
детском возрасте. // Методическое руководство для студентов
медицинских вузов и врачей .- Н.Новогород.-1995.-с.37.
2. Бадалян Л.В. и др. Синдромы дефицита внимания
у детей: (обзор) // Обозрение психиатрии и мед. Психологии
им. В.М. Бехтерева.-1993.- №3.-c.74-90.
3.
Филиппов Е.С. и др. Минимальная мозговая дисфункция.
Вопросы диагностики и лечения. (Методические рекомендации)
Иркутск, 2002.
4.Фокин В.Ф.,Пономарева Н.В.
Энергетическая физиология мозга: АНТИДОР 2003.
5.Менделевич В.Д.,
Клиническая и медицинская психология. – М.«МЕД пресс». –
1998.-587 с.
6.Справочник
“Видаль”2006.