Восстановление латерализованного моторного навыка у крыс при интенсивном и редком тестировании

С.Ю. Будилин, В.Н. Мац

 

Изучалось влияние обучения на процесс восстановления латерализованного моторного навыка у крыс (N=83) после разрушения хвостатого ядра в условиях редкого тестирования (РТ) и интенсивного ретренинга (ИР). Разрушение контралатеральной к предпочитаемой лапе головки хвостатого ядра производилось после тестирования, в ходе которого крысы были разделены на "правшей" и "левшей". Далее животные с одинаковым предпочтением были разбиты на две группы: группа РТ, в которой восстановление навыка тестировалось один раз в неделю в течение пяти месяцев, и группа ИР, в которой опыты ставились три - четыре раза в неделю также пять месяцев. После операции все животные поменяли предпочитаемую лапу. Для предотвращения использования "здоровой" лапы на ее запястье надевался браслет. Восстановление навыка сравнивалось на каждой неделе по таким показателям как процент животных восстановивших навык, средняя глубина просовывания лапы и другие. В группе ИР результаты усреднялись за неделю. Анализ восстановления навыка "правшами" и "левшами" показал, что при спонтанном восстановлении крысы - "левши" достигают максимальных показателей постепенно и к концу исследования, в то время как крысы - "правши" достигают таких же показателей значительно раньше и динамика восстановления отсутствует. Можно думать, что "левши", при редком тестировании, видимо, используют стратегию обучения в процессе восстановления, тогда как "правши" восстанавливаются спонтанно. У животных "правшей" ИР существенно улучшает показатели восстановления и изменяет ход восстановления на постепенный, с постоянной положительной динамикой, в то время как на процесс восстановления у "левшей" ИР существенного влияния не оказывает. Видимо, мозговые механизмы процесса восстановления латерализованного навыка, в правом или левом полушариях, после односторонних разрушений хвостатого ядра различны.

Работа проведена при поддержке гранта РФФИ 99-04-48885.