C.
Б. Буклина
НИИ нейрохирургии им. акад. Н. Н. Бурденко РАМН, Москва
Проведено комплексное клинико-нейропсихологическое исследование
180 больных с артериовенозными мальформациями (АВМ) хвостатого
ядра, таламуса, гиппокампа, поясной извилины и мозолистого тела.
Признаки игнорирования стороны пространства обнаружены у 47
пациентов (причем только у 3-х левшей – правой). По
сопутствующей неврологической симптоматике и данным КТ головного
мозга только игнорирование на фоне АВМ таламуса и мозолистого
тела можно было связать с повреждением самой структуры, а не
окружающего вещества мозга.
Сделан критический анализ основных гипотез формирования
одностороннего игнорирования. Часть из них не привлекает данные
по функциональной асимметрии мозга и не отвечает на вопрос о
преимущественной заинтересованности правого полушария при
развитии игнорирования. Другая часть - почему стимулы,
поступающие именно в правое полушарие, не осознаются. Осознание
стимулов предлагалось связать с их последующей вербализацией
(через мозолистое тело) левым полушарием. Однако игнорирование
достоверно обнаружено и у обезьян.
Предлагается для объяснения феномена игнорирования привлечь
данные о разном способе переработки информации у правшей правым
(симультанный способ) и левым (сукцессивный) полушариями и
реципрокном взаимоотношении между ними. Правое полушарие с его
симультанным способом быстрее перерабатывает информацию, оно
более “диффузное” по представленности функций. Левое полушарие
более “медленное”, более “локальное”, оно сличает стимулы
текущей информации с их “следом” от предыдущих стимулов.
Возможно, именно более медленная обработка информации со
сличением “следов” и позволяет левому полушарию осознавать
стимулы. Информация при поступлении в правое полушарие для
осознания должна “перекидываться” в левое полушарие по
мозолистому телу. При повреждении правого полушария или
мозолистого тела, в левое полушарие не поступает достаточное
количество стимулов для осознания, и развивается одностороннее
игнорирование.
Феномен игнорирования ставит и более глобальную проблему –
возможности осознания и в других видах деятельности (а не только
в сфере восприятия) при работе разных полушарий и принципы
формирования целостного поведения.