Асимметрия головного мозга. Развитие творческого мышления подростков на уроках математики

Т.Н.Алёшина

 

В соответствии с требованиями, предъявляемыми современной школой, обучение в ней должно ориентироваться на развитие продуктивного, творческого мышления, которое дает возможность самостоятельно приобретать новые знания, применять их в многообразных условиях окружающей действительности. Поэтому развитие творческого мышления учащихся, в процессе изучения ими математики, является одной из актуальных задач, стоящих перед преподавателем математики. Важным принципом развития творческого мышления является специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности. Как известно, творческое мышление предполагает не только широкое использование усвоенных знаний, но и отход от привычных путей мысли, разрешение противоречий между актуализированными знаниями и требованиями проблемной ситуации, оригинальность решений, их своеобразие.

Математику в общеобразовательной школе дети изучают как со словесно-логическим мышлением, так и наглядно-образным, наглядно-действенным. Встает проблема, как обучать математике учащихся с гуманитарными способностями, как сделать так, чтобы математика стала интересной и для детей с логическим мышлением, и для гуманитариев? Учить математике детей, имеющих склонность к гуманитарному циклу или естественно-научному, необходимо по-разному. Творческое мышление учащихся можно существенно развить на уроках математики, если учесть различия в их природных задатках и способностях (гуманитарных и естественно-научных ).

Как известно, существуют два основных способа приема и переработки информации: лево-и-правополушарный. В процессе зрительного восприятия, человек, использующий левополушарный способ приема и переработки информации, применяет детальное рассмотрение формы, величины, местоположения предмета, он фиксирует множество отвлеченных деталей; объект его наблюдения - четкость, яркость изображения, светотень. Он затрудняется делать общий вывод об изображении. Но, постепенно выделяя накопление отдельных деталей, сочетая их со скачками при понимании их как целого, в сознании создается образ. Он, либо правильно опознает образ, либо нуждается в дальнейшем уточнении или замене новой гипотезой. У таких людей прослеживается длительная незавершенность синтетических операций, широкое применение наиболее вычлененных аналитических форм, осознанность и широкая речевая фиксация анализирования. Это следствие того, что левому полушарию головного мозга характерен аналитический, рационально-логический характер психической деятельности; информация в нем обрабатывается небольшими порциями. Левым полушарием вырабатывается и хранится рациональное, в том числе логические правила, суждения, понятия, осуществляется абстрагирование. Логико-знаковое мышление формирует удобную для анализа модель мира, но в чем - то условную и ограниченную. При детальном рассмотрении восприятия участвуют в перцепции процессы ощущений, словесно-логическая память и словесно-логическое мышление.

Другой тип людей, использующих правополушарный способ приема и переработки информации в процессе восприятия, применяет «угадывание».0ни выделяют несколько локальных полей, затем начинают в них отыскивать формы конкретного предмета. Видение разных образов в одном и том же локальном поле происходит путем рассмотрения этого поля с разных сторон и позиций. Они относительно быстро могут заменять одну гипотезу другой, пока не находят верного решения. У данных людей прослеживается направленность на синтез, который сравнительно легко завершается созданием конкретного образа. Синтез основывается на непродолжительном анализировании. Это результат того, что для правого полушария головного мозга характерна синтетичность, доминирование интуиции. Данное полушарие перерабатывает и хранит информацию, ведущую к созданию конкретных образов, в нем сконцентрированы механизмы конкретного, образного мышления, которое создает живой, полноценный, натуральный образ жизни. При угадывающем восприятии включается образная память, наглядно - образное мышление и творческое воображение.

Следовательно, вышесказанное дает возможность говорить о дифференциации обучения школьников во время всего обучения их в школе, учитывая склонность к тому или иному способу познания. Преподаватель на своих уроках должен развить оба типа восприятия, но в разумных пределах. Например, детализирование - надежно, но замедленно, а его чрезмерное использование приводит к тому, что ученик распыляется на детали, а главного не видит. Угадывание - быстро, но возможны серьезные ошибки, его чрезмерное использование приводит к субъективности восприятия, иногда близкую к галлюцинаторности.

Как же развивать перцепцию при использовании обоих способов? Для развития детализирующего восприятия, т.е. для усовершенствования левополушарного способа приема и переработки информации необходимо: овладевать методом наблюдения, развивать чувственный опыт, развивать словесно-логическую память, развивать словесно-логическое мышление

Для развития угадывающего восприятия, т.е. для усовершенствования правополушарного способа приема и переработки информации необходимо:  развивать целостность восприятия, развивать воображение, развивать умение образного сравнения, развивать образную память, развивать наглядно - образное мышление.

В своей работе с учащимися на уроках мы используем: при закреплении изученного материала - викторины по геометрии и алгебре, кроссворды; при объяснении и обобщении темы - задачи с недостаточными или избыточными данными в условии, задачи с экологической направленностью. Учащиеся с удовольствием придумывают тематические сказки и задачи. Для развития пространственного мышления, с интересом занимаются конструированием и моделированием из бумаги, картона различных стереометрических фигур, выкройки которых предлагает учитель, или учащиеся готовят их сами.

Итак, гармоничное развитие личности предполагает активизацию всех видов мышления, их совершенствование. Чтобы обучение учащихся проходило более успешно и творчески, необходимо развивать оба типа приёма и переработки информации: левополушарный и правополушарный. Недостаточно усо- вершенствовать лишь рациональное (вертикальное) мышление, следует больше внимания уделять развитию творческого (латерального). Необходимо научить школьников мыслить творчески, пользоваться интуицией и не бояться нестандартных решений, чтобы потом, вступая во взрослую жизнь, они смогли свободно ориентироваться в нашей быстро изменяющейся реальности.