М.М. Безруких
Институт возрастной физиологии РАО, Москва
Представления о неравноценном вкладе правого и левого полушарий
мозга в реализацию моторных функций позволяет предположить, что
функциональная организация мозга при организации и реализации
двигательной деятельности должна иметь свои отличия у детей с
разным типом латерализации моторных функций. Однако
экспериментальные данные по функциональной организации мозга у
правшей и левшей в покое и в процессе деятельности неоднозначны
и по ряду показателей противоречивы (J.
Beaumont;D.
Galin et.al.;
Л. Голдстайн; М.Н. Цицерошин, А.Ю. Новиков; В.А. Айрапетянц;
D.M.
Tucker;
Л.М. Пучинская и др.; М.Г. Князева;K.
Kawano et.al.;
Г.Р. Болдырева и др.; М.Г. Князева, Д.А. Фарбер; Л.А.
Жаворонкова; М.М. Безруких; М.М. Безруких, А. Хрянин), что
вполне объяснимо, т.к. в исследованиях используются не только
самые разные виды задач, но и различные методические подходы к
анализу экспериментальных данных. Кроме того, большая часть
исследований основана на клинических наблюдениях, но они же
подтверждают факт совместной работы полушарий при реализации
сложных видов произвольной деятельности.
В то же время многочисленны попытки рассмотрения мануальной
асимметрии как индикатора (маркера) межполушарной асимметрии
мозга без непосредственного изучения функциональной организации
мозга и специализации полушарий.
Целью нашего исследования было изучение особенностей
функциональной организации мозга при подготовке и реализации
произвольных движений (при письме) у праворуких и леворуких
детей 6–7 и 9–10 лет на разных этапах формирования навыка.
Выявлена специфика функциональной организации мозга и полушарной
специализации у леворуких и праворуких детей на разных этапах
возрастного развития и различных этапах формирования навыка.
Полученные данные не дают оснований для вывода о закономерной
связи латерализации моторных функций и межполушарной асимметрии
и не позволяют считать мануальную асимметрию маркером
межполушарной асимметрии.