М.Н. Фишман
Институт коррекционной педагогики РАО, Москва
Нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе отклонений в
умственном развитии у детей, определяются как функциональной
недостаточностью левого или правого полушарий, так и
особенностями внутри- и межполушарного взаимодействия в
процессах осуществления психических функций.
Спектрально-корреляционный анализ ЭЭГ при внимании и
интеллектуальной деятельности, структурный анализ ЭЭГ в системе
«ЭЭГ-ЭКСПЕРТ», исследование зрительных ВП в процессах
обнаружения и опознания структурированных стимулов, при оценке
значимости стимула позволили изучить структурно-функциональную
организацию полушарий у детей младшего школьного возраста с
разным уровнем психического развития.
У детей с задержкой психического развития (ЗПР) установлено
замедленное по сравнению с нормальными сверстниками развитие
функций левого полушария.
Анализ ВП и ЭЭГ в процессе перцептивной деятельности, внимания и
интеллектуальной деятельности позволил выявить изменения
функционального состояния ряда структур левого полушария,
отражающие известную степень его незрелости, свойственную более
раннему возрасту. Характеристики множественного
спектрально-корреляционного анализа ЭЭГ свидетельствуют о
незрелости ряда мозговых систем, проявляющейся в особенностях
пространственно-временной организации биопотенциалов
преимущественно левого полушария. В период подготовки к
деятельности дифференцированные сдвиги мощности высокочастотного
альфа-ритма наблюдаются только в структурах правого полушария, в
левом полушарии происходит генерализованное снижение мощности в
обоих альфа-диапазонах спектра.
Системная организация процесса восприятия у детей с ЗПР
существенно отличается от нормы: в задачах на обнаружение и
опознание структурированного стимула замедлено вовлечение
ассоциативных структур коры левого полушария в анализ сенсорной
информации, выделение значимых стимулов осуществляется, в
основном, в структурах правого полушария, замедлена передача
сенсорной информации из левого полушария в правое.
Примерно в половине случаев у детей с ЗПР
церебрально-органического генеза на ЭЭГ выявлены локальные
изменения в структурах преимущественно левого полушария
вследствие пре- или постнатальных повреждений мозга.
Предполагается, что локальные повреждения левого полушария в
период раннего онтогенеза приводят не к грубому нарушению, а к
замедлению развития интеллектуальных функций. Это согласуется с
нейропсихологическими, клиническими и педагогическими
исследованиями детей с ЗПР.
У детей с умственной отсталостью (олигофрения в степени легкой
или средней дебильности) по данным ЭЭГ выявлены 2 подгруппы,
отличающиеся характером изменений электрической активности
мозга. Первая характеризуется общемозговыми изменениями
электрической активности при отсутствии локальных, дисфункцией
стволовых регуляторных структур на уровне мезенцефальных отделов
и грубыми нарушениями механизмов коркового ритмогенеза. Во
второй подгруппе выявляются локальные изменения в структурах
правого полушария, преимущественно в височной и лобной областях,
полученные вследствие органического повреждения мозга на ранних
стадиях постнатального онтогенеза, дисфункция стволовых
регуляторных структур на уровне верхних диэнцефальных отделов и
изменения корковой ритмики.
Спектрально-корреляционные характеристики ЭЭГ детей второй
подгруппы свидетельствуют о нарушенном функционировании
таламо-кортикальных ритмогенных систем и воспринимающих корковых
элементов, ослаблении механизмов коркового торможения глубинных
структур мозга, недостаточности механизмов локальной и
генерализованной активации, обусловленной дисфункцией лобных
отделов коры и лимбико-ретикулярного комплекса. В процессе
подготовки к деятельности и в период умственной работы
отсутствуют характерные для нормы дифференцированные сдвиги
мощности низко- и высокочастотного альфа-ритма в обоих
полушариях, не наблюдается изменений мощности тета-ритма.
Исследование ВП указывает на изменение системной организации в
процессе перцептивной деятельности: холистический тип реакций в
структурах левого полушария, ослабление реакций в обоих
полушариях на фактор значимости стимула, выраженное нарушение
межполушарного взаимодействия. Установлено значительное
увеличение, по сравнению с нормой, времени межполушарной
передачи сенсорной информации и искажение формы ВП. Поскольку из
полушария в полушарие по межполушарным связям передается
сложная, переработанная в «своем» полушарии информация,
сообщающая другому полушарию о событиях в этом полушарии,
подготавливающая его к приему и переработке адресованной
непосредственно ему информации, то нарушение такой передачи
несомненно приводит к изменению интеграции полушарий мозга в
процессе перцептивной деятельности. Удлинение латентностей
компонентов ВП на структурированные стимулы, замедление
межполушарной передачи информации отражают специфику
олигофренического дефекта перцептивной деятельности. Учитывая
роль совместной деятельности полушарий в осуществлении высших
психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной
передачи информации искажает когнитивную интеграцию при
интеллектуальной деятельности.
Специфика интегративной деятельности мозга при задержке
психического развития и умственной отсталости, выявляемая при
психологических, педагогических и электрофизиологических
исследованиях, обусловлена различиями в характере отклонений от
нормы системной организации структур левого и правого полушарий
и особенностями межполушарного взаимодействия в процессе
обработки информации.