Функциональная асимметрия полушарий у детей с отклонениями в умственном развитии

М.Н. Фишман

Институт коррекционной педагогики РАО, Москва

 

        Нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе отклонений в умственном развитии у детей, определяются как функциональной недостаточностью левого или правого полушарий, так и особенностями внутри- и межполушарного взаимодействия в процессах осуществления психических функций.

Спектрально-корреляционный анализ ЭЭГ при внимании и интеллектуальной деятельности, структурный анализ ЭЭГ в системе «ЭЭГ-ЭКСПЕРТ», исследование зрительных ВП в процессах обнаружения и опознания структурированных стимулов, при оценке значимости стимула позволили изучить структурно-функциональную организацию полушарий у детей младшего школьного возраста с разным уровнем психического развития.

У детей с задержкой психического развития (ЗПР) установлено замедленное по сравнению с нормальными сверстниками развитие функций левого полушария.

Анализ ВП и ЭЭГ в процессе перцептивной деятельности, внимания и интеллектуальной деятельности позволил выявить изменения функционального состояния ряда структур левого полушария, отражающие известную степень его незрелости, свойственную более раннему возрасту. Характеристики множественного спектрально-корреляционного анализа ЭЭГ свидетельствуют о незрелости ряда мозговых систем, проявляющейся в особенностях пространственно-временной организации биопотенциалов преимущественно левого полушария. В период подготовки к деятельности дифференцированные сдвиги мощности высокочастотного альфа-ритма наблюдаются только в структурах правого полушария, в левом полушарии происходит генерализованное снижение мощности в обоих альфа-диапазонах спектра.

Системная организация процесса восприятия у детей с ЗПР существенно отличается от нормы: в задачах на обнаружение и опознание структурированного стимула замедлено вовлечение ассоциативных структур коры левого полушария в анализ сенсорной информации, выделение значимых стимулов осуществляется, в основном, в структурах правого полушария, замедлена передача сенсорной информации из левого полушария в правое.

Примерно в половине случаев у детей с ЗПР церебрально-органического генеза на ЭЭГ выявлены локальные изменения в структурах преимущественно левого полушария вследствие пре- или постнатальных повреждений мозга. Предполагается, что локальные повреждения левого полушария в период раннего онтогенеза приводят не к грубому нарушению, а к замедлению развития интеллектуальных функций. Это согласуется с нейропсихологическими, клиническими и педагогическими исследованиями детей с ЗПР.

У детей с умственной отсталостью (олигофрения в степени легкой или средней дебильности) по данным ЭЭГ выявлены 2 подгруппы, отличающиеся характером изменений электрической активности мозга. Первая характеризуется общемозговыми изменениями электрической активности при отсутствии локальных, дисфункцией стволовых регуляторных структур на уровне мезенцефальных отделов и грубыми нарушениями механизмов коркового ритмогенеза. Во второй подгруппе выявляются локальные изменения в структурах правого полушария, преимущественно в височной и лобной областях, полученные вследствие органического повреждения мозга на ранних стадиях постнатального онтогенеза, дисфункция стволовых регуляторных структур на уровне верхних диэнцефальных отделов и изменения корковой ритмики.

Спектрально-корреляционные характеристики ЭЭГ детей второй подгруппы свидетельствуют о нарушенном функционировании таламо-кортикальных ритмогенных систем и воспринимающих корковых элементов, ослаблении механизмов коркового торможения глубинных структур мозга, недостаточности механизмов локальной и генерализованной активации, обусловленной дисфункцией лобных отделов коры и лимбико-ретикулярного комплекса. В процессе подготовки к деятельности и в период умственной работы отсутствуют характерные для нормы дифференцированные сдвиги мощности низко- и высокочастотного альфа-ритма в обоих полушариях, не наблюдается изменений мощности тета-ритма.

 Исследование ВП указывает на изменение системной организации в процессе перцептивной деятельности: холистический тип реакций в структурах левого полушария, ослабление реакций в обоих полушариях на фактор значимости стимула, выраженное нарушение межполушарного взаимодействия. Установлено значительное увеличение, по сравнению с нормой, времени межполушарной передачи сенсорной информации и искажение формы ВП. Поскольку из полушария в полушарие по межполушарным связям передается сложная, переработанная в «своем» полушарии информация, сообщающая другому полушарию о событиях в этом полушарии, подготавливающая его к приему и переработке адресованной непосредственно ему информации, то нарушение такой передачи несомненно приводит к изменению интеграции полушарий мозга в процессе перцептивной деятельности. Удлинение латентностей компонентов ВП на структурированные стимулы, замедление межполушарной передачи информации отражают специфику олигофренического дефекта перцептивной деятельности. Учитывая роль совместной деятельности полушарий в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает когнитивную интеграцию при интеллектуальной деятельности.

Специфика интегративной деятельности мозга при задержке психического развития и умственной отсталости, выявляемая при психологических, педагогических и электрофизиологических исследованиях, обусловлена различиями в характере отклонений от нормы системной организации структур левого и правого полушарий и особенностями межполушарного взаимодействия в процессе обработки информации.