И.А. Шимко, В.Ф. Фокин
ГУ НИИ мозга РАМН
По многочисленным наблюдениям межполушарные отношения меняются
при психологических нагрузках. При оценке межполушарных
отношений с помощью регистрации уровня постоянного потенциала
головного мозга (УПП) у правшей преобладающая активность может
наблюдаться как в правом , так и в левом полушарии. По
современным представлением УПП отражает сосудистые потенциалы
головного мозга и может являться непрямой характеристикой
интенсивности энергетического обмена (В.Ф. Фокин, Н.В.
Пономарева, 1994).
Эксперименты были проведены на 15 детях 10-11 лет, обучающихся
быстрому чтению, по методике О.А. Андреева. По этой методике для
выработки навыков концентрации внимания использовались таблицы
Шульте. У 8-и детей из этой группыУПП был выше в левой височной
области в среднем на 1,82+0,59 мВ и 7-и у 7 детей УПП был
выше в правой височной области в среднем на 0,98+0,24мВ.
Первоначальное предъявление таблиц Шульте вызывало значительный
рост УПП. При преобладании УПП в левом полушарии увеличение УПП
в этом полушарии составило 6,55+1,86 мВ, а в правом
соответственно 4,73+2,02 мВ, при преобладании УПП в
правом полушарии в этом же полушарии рост УПП составил 3,27+1,39
, а в левом полушарии - 2,29+1,38 мВ, соответственно. По
мере тренировки изменения УПП заметно уменьшались в среднем на
1,88+0,61мВ для левосторонней асимметрии и на 0,68+0,28
мВ при правосторонней. При этом скорость чтения для первой
группы значимо возрасла в 5,84+1,01 раза, для группы с
преобладанием УПП в левом полушарии, а для учащихся второй
группы рост скорости чтения не был достоверным ( в 2,54+1,27
раза).
По литературным данным известно, что повышенная активнось
правого полушария у правшей, часто связана с дезадаптацией
организма (В.П.Леутин, Е.И. Николаева, 1988; В.Ф. Фокин, Н.В.
Пономарева, 2002 и др.). Таким образом, дети с двумя типам
функциональных асимметрий обладают разными возможностями
обучения быстрому чтению.