Динамика функциональной межполушарной асимметрии при длительной концентрации внимания у детей

И.А. Шимко, В.Ф. Фокин

ГУ НИИ мозга РАМН

 

По многочисленным наблюдениям межполушарные отношения меняются при психологических нагрузках. При оценке межполушарных отношений с помощью регистрации уровня постоянного потенциала головного мозга (УПП) у правшей преобладающая активность может наблюдаться как в правом , так и в левом полушарии. По современным представлением УПП отражает сосудистые потенциалы головного мозга и может являться непрямой характеристикой интенсивности энергетического обмена (В.Ф. Фокин, Н.В. Пономарева, 1994).

Эксперименты были проведены на 15 детях 10-11 лет, обучающихся быстрому чтению, по методике О.А. Андреева. По этой методике для выработки навыков концентрации внимания использовались таблицы Шульте. У 8-и детей из этой группыУПП был выше в левой височной области в среднем на 1,82+0,59 мВ и 7-и у 7 детей УПП был выше в правой височной области в среднем на 0,98+0,24мВ. Первоначальное предъявление таблиц Шульте вызывало значительный рост УПП. При преобладании УПП в левом полушарии увеличение УПП в этом полушарии составило 6,55+1,86 мВ, а в правом соответственно 4,73+2,02 мВ, при преобладании УПП в правом полушарии в этом же полушарии рост УПП составил 3,27+1,39 , а в левом полушарии - 2,29+1,38 мВ, соответственно. По мере тренировки изменения УПП заметно уменьшались в среднем на 1,88+0,61мВ для левосторонней асимметрии и  на 0,68+0,28 мВ при правосторонней. При этом скорость чтения для первой группы значимо возрасла в 5,84+1,01 раза, для группы с преобладанием УПП в левом полушарии, а для учащихся второй группы рост скорости чтения не был достоверным ( в 2,54+1,27 раза).

По литературным данным известно, что повышенная активнось правого полушария у правшей, часто связана с дезадаптацией организма (В.П.Леутин, Е.И. Николаева, 1988; В.Ф. Фокин, Н.В. Пономарева, 2002 и др.). Таким образом, дети с двумя типам функциональных асимметрий обладают разными возможностями обучения быстрому чтению.