СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЕРБАЛЬНЫХ АССОЦИАЦИЙ У ПРАВОРУКИХ И ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ

Н.А. Боброва

 

Изучение законов работы мозга как органа конкретной психической деятельности в настоящее время стоит в центре научных интересов целого ряда дисциплин. И реальные факты, полученные в результате кропотливых наблюдений и экспериментов, накапливаемые различными областями науки, позволят ещё ближе подойти к описанию механизмов познавательной деятельности, речи и общения, формированию планов и программ поведения, регуляции и контроля.  

Мы надеемся, что наше исследование, затрагивающее изучение внутреннего лексикона в контексте особенностей функциональной организации головного мозга, поможет более глубоко изучить механизм взаимодействия человеческого мышления и языка, понять процесс восприятия и понимания речи. 

Наше исследование посвящено характеристике особенностей вербальных ассоциаций леворуких детей 6 -7 лет. В исследовании участвовало 30 леворуких и 30 праворуких  дошкольников 6 – 7 лет. Дети были отобраны по результатам проведённого нейропсихологического исследования и подробного исследования речи. Для изучения особенностей вербальных реакций использовался свободный ассоциативный эксперимент. Все ответы дословно протоколировались и анализировались по следующим параметрам: время реакции, соотношение типов ассоциативных связей, соотношение вербальных реакций леворуких и праворуких дошкольников. 

Предварительные результаты исследования свидетельствуют о наличии различий в стратегиях ассоциирования и времени реакции леворуких и праворуких дошкольников. Нами были выявлены специфические особенности организации систем семантических полей леворуких дошкольников, а так же дан сравнительный анализ систем семантических полей леворуких и праворуких детей 6 – 7 лет.  

Полученные данные требуют дальнейшего тщательного анализа и объяснения в рамках имеющихся представлений о психологической структуре и мозговых механизмах речи.

Надеемся, что результаты нашего исследования помогут в реализации принципа дифференцированного подхода при обучении детей с различным типом профилей латеральной организации мозга.