Н.А. Боброва
Изучение законов работы мозга как органа конкретной психической
деятельности в настоящее время стоит в центре научных интересов
целого ряда дисциплин. И реальные факты, полученные в результате
кропотливых наблюдений и экспериментов, накапливаемые различными
областями науки, позволят ещё ближе подойти к описанию
механизмов познавательной деятельности, речи и общения,
формированию планов и программ поведения, регуляции и контроля.
Мы надеемся, что наше исследование, затрагивающее изучение
внутреннего лексикона в контексте особенностей функциональной
организации головного мозга, поможет более глубоко изучить
механизм взаимодействия человеческого мышления и языка, понять
процесс восприятия и понимания речи.
Наше исследование посвящено характеристике особенностей
вербальных ассоциаций леворуких детей 6 -7 лет. В исследовании
участвовало 30 леворуких и 30 праворуких дошкольников 6 –
7 лет. Дети были отобраны по результатам проведённого
нейропсихологического исследования и подробного исследования
речи. Для изучения особенностей вербальных реакций использовался
свободный ассоциативный эксперимент. Все ответы дословно
протоколировались и анализировались по следующим параметрам:
время реакции, соотношение типов ассоциативных связей,
соотношение вербальных реакций леворуких и праворуких
дошкольников.
Предварительные результаты исследования свидетельствуют о
наличии различий в стратегиях ассоциирования и времени реакции
леворуких и праворуких дошкольников. Нами были выявлены
специфические особенности организации систем семантических полей
леворуких дошкольников, а так же дан сравнительный анализ систем
семантических полей леворуких и праворуких детей 6 – 7 лет.
Полученные данные требуют дальнейшего тщательного анализа и
объяснения в рамках имеющихся представлений о психологической
структуре и мозговых механизмах речи.
Надеемся, что результаты нашего исследования помогут в
реализации принципа дифференцированного подхода при обучении
детей с различным типом профилей латеральной организации мозга.