Боравова А.И., Галкина Н.С., Фокин В.Ф,
ГУ НЦ неврологии РАМН, Москва
Работа выполнена при поддержке РГНФ, грант № 07-06-00453а
Проблема успешности познавательной деятельности учащихся
является многогранной и непреходящей. Психологические
критерии учебно-познавательной успешности рассматривают,
прежде всего, показатели психического развития ребенка.
Определенное место занимает эмоциональная зрелость, тип
нервной системы, психологические особенности учащегося, его
личностные качества, формирующиеся в процессе развития и
обучения.
Успешность обучения чаще всего определяется по академической
успеваемости. Проверка и оценка знаний, умений и навыков
имеет воспитательное и образовательное значение,
поскольку педагогическая оценка наряду с другими средствами
влияния учителя является регулятором поведения и
деятельности учащегося.
Учет индивидуальных особенностей школьников нацеливает
учителя на изучение присущих каждому школьнику характера,
направленности личности, умственной деятельности,
интересов, отличающих его от других. Психологические
особенности, как и анатомо-физиологические показатели
развития, подчиняются известным возрастным изменениям и
формируются на протяжении всего детства индивида.
В пубертатном периоде наряду с изменением ведущей
деятельности, обострением конфликтов в межличностных
отношениях, связанных с изменением социальной роли
подростка, наиболее заметно проявляется акцентуация
личности, что неоднозначно воздействует на успешность
обучения. На характер обучения оказывает влияние и динамика
формирования темперамента, поскольку в этот период баланс
между тормозными и возбуждающими процессами, а также между
экстра- и интравертированностью является неустойчивым, что
приводит к нестабильности внимания, повышению
чувствительности к стрессу и другим факторам снижающим
способность к запоминанию и ухудшающим ментальные
характеристики головного мозга. В этот период наблюдаются
значительные изменения в эндокринной системе, происходит ряд
нейрофизиологических перестроек, в том числе и межполушарных
отношений, в результате которых нарушаются нормальные
отношения между доминантным и субдоминантным полушарием, что
усиливает эмоциональную составляющую поведения. В этот
период завершается формирование темперамента – базовой
характеристики и психофизиологической основы характера.
Вероятно, что связь формирования темперамента и успешности
обучения опосредуется характером межполушарных отношений в
этот период. Выявление подобных отношений явилось бы важным
этапом в понимании психофизиологической природы этого
периода онтогенеза, а также было бы существенно для
разработки новых педагогических методик обучения,
учитывающих полимодальную природу факторов, влияющих на
процесс обучения у подростков.
Задача исследования
состояла в изучении взаимозависимости характеристик
темперамента и обучения с показателями энергетического
обмена с помощью регистрации и анализа уровня постоянного
потенциала (УПП) у подростков 11- 12 лет.
Методика исследования.Тип
темперамента определялся с помощью двухфакторной
модели экстраверсии и нейротизма с использованием опросника
Г. Айзенка, адаптированного к подростковому возрасту.
Проведена оценка реактивной и личностной тревожности по Ч.
Спилбергеру, школьной тревожности по Филипсу (1).
В работе использован метод оценки церебрального
энергетического обмена с помощью регистрации уровня
постоянного потенциала (УПП) головного мозга. УПП, в
основном, генерируется потенциалами гемато-энцефалического
барьера, величина которых зависит от степени закисленности
оттекающей от мозга крови. Кислоты, являются конечными
продуктами энергетического метаболизма, и их концентрация
зависит от интенсивности обмена. С некоторым приближением
можно считать, что величина УПП пропорциональна
интенсивности церебрального энергетического обмена
(2,3).Запись УПП проводилась монополярно в пяти отведениях
- от лобной, центральной, затылочной областей по
сагиттальной линии и височных отделов головы (точки Fpz, Cz,
Oz, Td, Ts по международной схеме 10-20).
Референтный электрод располагался на запястье правой руки.
Для регистрации УПП использованы неполяризуемые
хлорсеребряные электроды и усилитель постоянного тока.
Данные УПП с помощью интерфейсного аналого-цифрового
преобразователя вводятся в компьютер для последующей
обработки, позволяющей оценить усредненный уровень
церебрального энергообмена и межполушарную разность
энергетических процессов. Последний показатель использовался
для определения динамических характеристик функциональной
межполушарной асимметрии (ФМА). Обследованы
школьники 11-12 лет, учащиеся 6-7 классов. Для анализа из
всей популяции детей отобраны правши. В работе
представлены данные анализа 36 учащихся 6-7 гимназических
классов общеобразовательной школы г. Москвы.Статистическая
обработка данных осуществлялась
непараметрическими методами анализа.
Результаты исследования.
Разделение учащихся по типу темперамента происходит в
зависимости от значений по шкале экстраверсии и нейротизма.
СЧами эти шкалы считаются ортогональными и независимыми друг
от друга. Электрофизиологические показатели нейротизма у
учащихся нелинейно коррелируют с межполушарной разностью УПП
в височных отведениях.
Значения по шкале экстраверсии были связаны с величиной
среднего УПП, а также значений УПП в центральной и правой
височных областях. Значения
по
anova
F=..
различия достоверны по тесту
LSD.
Таким образом, значения по шкалам экстраверсии и нейротизма
были связаны с различными нейрофизиологическими
показателями, не коррелирующими между собой.
При разделении учащихся по типу темперамента обращает на
себя внимание, что количественное соотношение школьников в
подгруппах различно. Преобладающее большинство (58%)
составили сангвиники, затем по убывающей были представлены
холерики – 31% и меланхолики -11%. Средний уровень
постоянного потенциала, регистрируемого в пяти точках
головы, был достоверно выше у меланхоликов и ниже у
холериков. Кривая распределения УПП по зонам коры у
сангвиников занимает среднее положение, наиболее
приближенное к распределению потенциалов у холериков.
По межполушарной разнице УПП височных областей (Td-Ts)
подгруппы меланхоликов и холериков отличались
правополушарным сдвигом активности. У сангвиников имело
место левостороннее преобладание УПП по височным
областям.Сопоставление среднегрупповых показателей
успеваемости по подгруппам показывает у меланхоликов самую
низкую успеваемость по 7-ми основным предметам из 10, по
которым данные успеваемости были полными для всех
испытуемых. Средняя оценка, рассчитанная по всем
аттестованным предметам, количество которых могло колебаться
в небольших пределах, также оказалась наименьшей у
меланхоликов по сравнению с подгруппой сангвиников и
холериков.
Таким образом, наиболее низкой успеваемости учащихся 11-12 –
летнего возраста, наблюдаемой у меланхоликов, соответствует
наибольший уровень энергетического обмена головного
мозга в сочетании с правосторонней асимметрией активности
мозга.
Лучшая успеваемость, но близкая к показателям
сангвиников, отмечается у холериков, у которых оказался
низкий энергообмен головного мозга и праволатеральная
асимметрия.
Меланхолики и холерики находятся на разных полюсах шкалы
интроверсия – экстраверсия. В нашей выборке им
соответствовали средние значения – 10 + 2,1 и 17,7+
2,6 баллов, при колебании индивидуальных значений от 8-12
баллов и 14-22 баллов. Средний уровень эмоциональной
неустойчивости, представляющей общее свойство учащихся,
относящихся по темпераменту к меланхоликам и
холерикам, составил 16,8 + 3,9 и 15,2 + 2,1
баллов, соответственно.
Сангвиники и холерики, отличающиеся от меланхоликов и
флегматиков экстравертированной направленностью своей
личности, находятся на противоположных концах шкалы
эмоциональной стабильности – нестабильности (нейротизма).
В нашем исследовании подростки, сангвиники как
эмоционально устойчивые имели средние по группе показатели
8,8 + 2,5 баллов, а холерики - эмоционально
неустойчивые, 15,2 + 2,1 баллов. Описанные выше
достоверные различия в зависимости от темперамента по
межполушарному соотношению УПП височных областей (Td-Ts)
у подростков - холериков - вправо, а у сангвиников -
влево объясняется снижением уровня активности в
Ts
у первых и повышением ее у вторых, притом, что
показатели УПП в
Td
в подгруппах близкие. Заметных различий по успеваемости у
них не выявлено, хотя средняя оценка по 10 общим предметам
несколько выше у холериков.
Далее, группа сангвиников как наиболее многочисленная была
разделена на две подгруппы по уровню эмоциональной
устойчивости: 1 - с высокой (</= 10 баллов, 67 %) и 2
– со средней (=/>11 баллов, 33 %) степенью выраженности.
Установлено, что вторая подгруппа сангвиников достоверно
отличается по показателям УПП и по успеваемости от первой
подгруппы сангвиников и группы холериков (Рис. 3 и 4).
Согласно среднему уровню УПП, представляющему среднее
арифметическое значение УПП всех пяти областей регистрации,
показатели активности значимо выше у подростков сангвиников
второй подгруппы со средней степенью эмоциональной
стабильности. Вторая часть, высоко эмоциональных
сангвиников, не отличалась от холериков по среднему
уровню УПП и средней оценке по успеваемости. У
сангвиников обеих подгрупп, различающихся по степени
эмоциональной устойчивости, наблюдалась левополушарная
асимметрия активности височных областей.
По модели структуры и
функционирования личности Айзенка люди с высоким уровнем
нейротизма реагируют быстрее и обнаруживают более длительные
реакции на непревычные, вызывающие беспокойство,
и иные стимулы, чем стабильные личности. В нашем
исследовании меланхолики - интроверты, сочетающие высокие
оценки нейротизма и низкие оценки по параметру экстраверсии,
имели достоверно значимые более высокие показатели
тревожности в тестах на реактивную и личностную тревожность
Спилбергера и по большинству факторов теста на
школьную тревожность Филлипса, чем школьники – холерики и
сангвиники по темпераменту (Рис. 5). На графике приведены
для сравнения лишь отдельные наиболее показательные
данные, иллюстрирующие общее внутреннее эмоциональное
состояние школьников. Примечательно, что у меланхоликов и
холериков показатели фактора предрасположенности к стрессу
указывают на их меньшую физиологическую стрессоустойчивость,
что может свидетельствовать о снижении приспособляемости к
ситуациям стрессогенного характера и о повышении вероятности
неадекватного реагирования на тревожный фактор среды.
По гипотезе Г. Айзенка высокие оценки по шкале интроверсии
обусловлены повышенным уровнем эндогенного возбуждения. В
понимании Айзенка нейрофизиологической основой
чувствительности к поступающей информации у меланхоликов
является высокий уровень корковой активации. По современным
представлениям темперамент связывается с индивидуальными
различиями в функционировании неспецифических систем мозга,
контролирующих реакции индивида на стимулы награды,
наказания и угрозы.
Выводы
1. У подростков 11-12 лет, интровертов – меланхоликов по
темпераменту, по сравнению с подростками экстравертами –
сангвиниками и холериками, средний уровень УПП головного
мозга выше, школьная успеваемость ниже, реактивная,
личностная и школьная тревожность высокая.
2. У эмоционально стабильных подростков – сангвиников по
темпераменту, имеет место левополушарная асимметрия УПП по
височным областям в отличие от эмоционально нестабильных
подростков – холериков и меланхоликов по темпераменту, у
которых отмечается правосторонняя латерализация УПП по
височным областям.
3. Школьники 11-12 лет – сангвиники по темпераменту,
отличающиеся меньшей степенью эмоциональной устойчивости,
характеризуются повышенным средним уровнем УПП головного
мозга, большей тревожностью и наиболее низкими оценками по
большинству школьных предметов по сравнению с сангвиниками с
высокой эмоциональной устойчивостью.
4. Ведущая роль в латерализации энергозатрат мозга,
определяемых по УПП, у подростков 11-12 лет принадлежит
активности левого полушария у сангвиников и правого
полушария у меланхоликов и холериков.
5. Школьная успеваемость зависит от определяемого по степени
экстравертированности и нейротизма темперамента. В свою
очередь составляющие темперамента связаны как с
общим уровнем энергозатратных процессов мозга, так и
межполушарным соотношением активности.
Литература
1. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы
изучения личности. // Изд-во "Флинта", М. - 2000. - 264 с.
2. Фокин В.Ф., Пономарева Н.В. Оценка энергозатратных
процессов головного мозга человека с помощью регистрации
уровня постоянного потенциала // Современное состояние
методов неинвазивной диагностики в медицине. – 1996. – С.
68-72.
3. Фокин В.Ф., Пономарева Н.В. Энергетическая физиология
мозга.: «Антидор» 2003.- 287 с.